Центральная Азия становится все более значимой в международной торговле благодаря активному развитию транспортной инфраструктуры Евразии. Экономическая динамика региона меняется, и Кыргызстан, наряду с соседними странами, играет важную роль в логистических цепочках между Европой и Азией.
По данным аналитиков Евразийского банка развития, международные автомобильные перевозки в Центральной Азии демонстрируют устойчивый рост. За последние пять лет объем грузоперевозок из стран ЕС в регион увеличился на 80%, составив 1,6 миллиона тонн. В то же время грузопоток в обратном направлении удвоился, достигнув 0,6 миллиона тонн. Эти данные подтверждают, что регион выходит из транспортного тупика, и возрождение Великого Шёлкового пути становится реальностью.
Автомобильный транспорт составляет более 50% всех международных грузоперевозок в Центральной Азии, что подчеркивает его ключевую роль в логистике. Каждая международная перевозка, как правило, начинается или завершается автомобильным плечом. Развитие сети дорог способствует ускорению и удешевлению перевозок, что, в свою очередь, помогает устранить дисбаланс в торговых потоках.
Несмотря на это, потенциал торговли между Индией и Центральной Азией остается недостаточно использованным из-за сложной логистики и высокой стоимости перевозок. Улучшение транспортной доступности может значительно увеличить объемы взаимной торговли.
Евразийский банк развития акцентирует внимание на том, что улучшение транспортной связанности открывает новые возможности для агропромышленного сектора. Регион обладает значительными ресурсами и может обеспечить продовольствием до 600 миллионов человек. Для достижения этого необходимо развивать логистические сервисы, что позволит оптимизировать взаимодействие различных транспортных коридоров.
В Кыргызстане планируется создание двух крупных торгово-логистических центров, которые будут способствовать экспорту агропродовольственной продукции в страны ЕАЭС и ЕС. Это станет важным шагом в развитии транзитной инфраструктуры и укреплении экономических связей с партнерами.
Таким образом, развитие транспортной сети в Центральной Азии становится ключевым направлением для создания новых возможностей и укрепления позиций региона в международной торговле. Эксперты уверены, что с увеличением объемов грузоперевозок и контейнерного трафика до 2030 года, Центральная Азия станет важным перекрестком торговых путей.