Железная дорога, соединяющая Кыргызстан, Китай и Узбекистан, представляет собой ключевой проект, способствующий экономическому развитию Центральной Азии. Эта магистраль обеспечит кратчайший путь между крупными транспортными системами Европы и Азии, создавая тем самым мощный толчок для различных отраслей экономики региона.
Проект не только улучшит условия для транзита грузов, но и превратит Центральную Азию в важный транспортный узел на континенте. Ожидается, что это приведет к росту промышленности, увеличению объемов сельскохозяйственного производства, а также привлечению инвестиций и новых технологий. Таким образом, железная дорога станет не просто выходом из логистического тупика, а откроет новые горизонты для развития на многие годы вперед.
В настоящее время проект находится на стадии финальных согласований и уточнений финансовой модели. В Бишкеке прошла встреча между заместителем председателя правительства Кыргызстана Бакытом Торобаевым и представителем китайского Государственного комитета по развитию и реформе Чжаном Цзяньхуа. Стороны обсудили важные аспекты реализации проекта, который не только сократит время и затраты на перевозки, но и станет частью глобальной инициативы Китая «Один пояс, один путь».
Торобаев подчеркнул, что успешная реализация такого масштабного проекта требует финансовых вложений и сотрудничества всех участников. Важно, чтобы каждая страна чувствовала свою причастность к процессу и могла внести свой вклад в общее дело. Кыргызская сторона готова создать благоприятные условия для инвесторов и обеспечить прозрачность на всех этапах.
На фоне этих событий, в Самарканде проходит ежегодное собрание Азиатского банка инфраструктурных инвестиций, где стало известно, что Узбекистан планирует начать строительство своего участка железной дороги уже в октябре. Заместитель министра транспорта Узбекистана Джасурбек Чориев отметил, что развитие логистики является критически важным для страны в условиях роста экономики и туризма.
Проект требует значительных инвестиций, однако текущие условия и необходимость в создании новой логистической инфраструктуры делают его выгодным. Железная дорога станет важной частью транспортной сети Евразии, обеспечивая экономическое взаимодействие для множества стран.
Экономист Толонбек Абдыров в интервью отметил, что проект не только откроет доступ к морю, но и создаст мощную инфраструктуру внутри Кыргызстана. Прокладка дороги предполагает строительство 18 станций и логистических центров, что позволит стране получать около 200 миллионов долларов ежегодно от транзита. Новый маршрут свяжет Кыргызстан с Китаем, юго-восточной Азией, Кавказом, Персидским заливом и Европой, предоставляя возможности для диверсификации экспорта.
Железная дорога пройдет через Кашгар, Торугарт, Макмал, Жалал-Абад и Андижан, общая протяженность составит 486 километров, из которых около 280 километров пройдет по сложному горному рельефу Кыргызстана. Ожидается, что годовой объем грузоперевозок может достигнуть 15 миллионов тонн, а время доставки товаров сократится в среднем на семь дней.