Боранбаев, вероятно, и рад избавиться от некоторых активов – эксперт

14 сентября Кайрат Боранбаев добровольно вернул государству активы на 90 млрд тенге. Сюда входили нефтяное месторождение, газораспределительная компания, предприятие в сфере сервиса, гостиничные и торгово-развлекательные комплексы, сеть фитнес-центров и офисные помещения. Названия предприятий долгое время никто не раскрывал. Но за эту неделю Агентство по финансовому мониторингу раскрыло не только наименование предприятий, но и их оценочную стоимость. Но насколько эти компании действительно прибыльные, выяснял корреспондент Orda.kz

Что передал государству Боранбаев? 

Сначала осуждённый бизнесмен передал государству АО Phystech II, которое владеет лицензией на разведку, добычу и реализацию углеводородов на месторождение Северный Каражанбас в Мангистауской области. Кайрату Боранбаеву в предприятии на момент решения принадлежало всего 0,72% акций, остальными владело ТОО «КазСтройПроект-А». Уже тогда юристы и финансисты высказывали озабоченность, что подобная практика «подарка из СИЗО», может обернуться судебными исками и корпоративным шантажом.

Следом бизнесмен отдал государству гостиницу Comfort Hotel Astana оценочной стоимостью свыше 1,4 млрд тенге. Комплекс занимает площадь более 5 тысяч квадратных метров. Годовой оборот предприятия составляет почти 900 млн тенге.

17 октября в АФМ объявило о перечислении свыше 30 млрд тенге (66 млн долларов) в Фонд поддержки инфраструктуры образования.

На следующий день, 18 октября, в доход государства передали офисные помещения в бизнес-центре Almaty Towers, ТРЦ «Алмалы» и ТОО Unity Hall, а также сеть фитнес-клубов Fitnation в Астане, Алматы и Костанае. Филиалы клуба в России, по всей видимости, остались в списке активов Кайрата Боранбаева.  

Спустя сутки в АФМ отчитались, что на баланс государства передадут ТОО «Азия Газ Чунджа», занимающуюся транспортировкой и реализацией товарного газа, и завод по производству и ремонту нефтегазового оборудования ТОО «Сервисный Центр КазТурбоРемонт»

Оценочная стоимость бывших активов Кайрата Боранбаева превысила 93 млрд тенге.

Но насколько эти компании действительно прибыльные? За ответами на эти вопросы пришлось обратиться к экспертам.

Читайте также:

Чёрное золото из месторождения Северный Каражанбанс: плохо управлялось и особого дохода не приносило

Корреспондент Orda.kz обратился к эксперту в нефтегазовой отрасли Артуру Шахназаряну, чтобы узнать, насколько прибыльным может быть месторождение Северный Каражанбанс и АО Phystech II. По словам эксперта, любая нефтяная компания, добывающая хотя бы один бочонок нефти, высоколиквидна. В вопросе прибыльности решающим фактором становится динамика нефтедобычи.

«В 2009 году месторождение Северный Каражанбас исследовали геологи. Глубины залегания пластов низкие: от 409 метра до полкилометра. 145 скважин и прохождение в районе месторождения высоковольтной линии облегчает разработку. С помощью закачки полимеров вполне получаем высокий доход. Из отрицательного – нефть на месторождении парафинистая, вязкая и на 25% почти как асфальт и битум. Кроме того, на две трети (66%) присутствует обводнённость (насыщенность массива горных пород подземными водами – Прим. ред.). В целом проблемное месторождение. Маленькая, но существенная деталь: добыча по факту ниже плановой. Скажем так, вместо текущих 83 тысяч тонн нефти в год получается где-то 70 тысяч тонн. Не добирают», объяснил Шахназарян. 

Артур Шахназарян

По мнению эксперта, при наличии высококвалифицированных специалистов, правильной схеме бурения и применении полимеров гарантирована высокодоходность компании и добычи на месторождении.  

«Месторождение разнонаправленно. Чтобы получить доход, придётся много тратить. И ещё больше надо тратить, чтобы получить высокой доход. Ошибки могут привести к  большим минусовым показателям. Тут всё зависит от того, насколько правильно инвестируют в месторождение, а главное – кадры решают всё. Понятно, почему коллектив был недоволен условиями работы. Ввиду большой затратности пытались экономить на коллективе, что в данном случае было делать нельзя. По текущим результатам, оно плохо управлялось и особого дохода не приносило. Так что, может, и рад избавиться Боранбаев. Но работать на месторождении, повторюсь, вполне возможно, как и получить доход с него», рассказал эксперт.

Что же касается компаний ТОО «Азия Газ Чунджа» и ТОО «Сервисный Центр КазТурбоРемонт», то Шахназарян отметил хорошее качество оборудования. Однако, по мнению эксперта, «скандал мог повлиять негативно на текущий портфель заказов на обоих предприятиях». 

Устроили цирк с передачей активов Боранбаева государству 

По мнению эксперта в нефтяной отрасли Нурлана Жумагулова, некоторые озвученные данные не соответствуют действительности. Например, Кайрат Боранбаев не мог передать полностью подрядную организацию «КазТурбоРемонт», выполняющую строительно-монтажные работы на Тенгизе, потому что владеет в ней только одной из долей уставного капитала.

Скриншот Egov.kz

«Изначально холдинг «КазТурбоРемонт» являлся акционером нефтяной компании Phystech II, но аккуратно сменили учредителей. Боранбаев, сидя в СИЗО, вышел из компании, но позже обратно зашёл. «КазТурбоРемонт» – одна из немногих казахстанских подрядных организаций в нефтегазовой отрасли, конкурирующая с иностранными предприятиями. Ежегодные налоговые выплаты составляют 2,5 млрд тенге. В штате работают 740 человек. Могу сказать, что ТОО развивалось без участия Кайрата Боранбаева, всем управлял соучредитель Усеров», – написал Жумагулов на своей странице в Facebook. 

Нурлан Жумагулов

Эксперт считает, что нельзя добивать казахстанские компании, потому что их очень мало в нефтяной отрасли.

Какой из государства управленец, станет ясно через несколько лет

Финансист Расул Рысмамбетов считает, что вопрос возврата или дарения собственности Боранбаевым – не самый сложный. В данном случае больше интересует, сможет ли государство быть таким же эффективным управляющим.

«Боранбаева сложно назвать олигархом, потому что его политическое влияние было достаточно среднее, я бы назвал его мультимиллионером. Наверное, он один из немногих бизнесменов из Старого Казахстана, кто практически все заработанные деньги вкладывал внутри страны. Большинство его предприятий ликвидны, кроме откровенно убыточных – футбольного клуба «Кайрат» и центра современной культуры «Целинный». Большинство переданных компаний хорошие и приносят прибыль, а значит, надо смотреть, кому они отойдут», считает Рысмамбетов.

Расул Рысмамбетов/ фото с личной страницы Facebook 

По мнению финансиста, много вопросов появятся после возврата государственного контроля над компаниями. 

«Появляются серьёзные коррупционные риски. Будут ли компании использовать как предприятия, приносящие прибыль, где даже напрягаться не надо, или будут снимать все деньги и вкладывать в другие проекты? Больше ли будут приносить налогов государству? Но особенно важно: кто будет управлять? Ни комитет госсобственности имущества и приватизации, ни Фонд проблемных кредитов, ни сейчас пока Инвестиционный фонд Казахстана не владеют экспертизами по управлению этими активами», рассказал финансист.

Как отметил эксперт, понять, насколько правильно государство распорядилось бывшими компаниями Кайрата Боранбаева, можно будет только через несколько лет. Редакция Orda.kz будет следить за развитием событий.